Инфракрасная рефлектография

Неинвазивная (неразрушающая) методика анализа содержимого художественных картин. Имеется в виду анализ содержимого, скрытого под слоями видимых красок. Современная методика инфракрасной рефлектографии позволяет исследовать начальные авторские наброски, а также изменения, имевшие место до полного завершения предмета искусства.

Под верхним слоем картины «Колхозницы» художника Кузьмы Петрова-Водкина обнаружен портрет Александра Сергеевича Пушкина, считавшийся утраченным. Вероятнее всего, Петров-Водкин считал портрет Пушкина неудачным, поэтому решил уничтожить его. Предполагалось, что портрет утрачен (были найдены обрезки картины), однако теперь выяснилось, что художник лишь отрезал часть холста, а на оставшемся полотне написал новую работу.

Общий вид в видимом и инфракрасном диапазонах
Петров-Водкин К.С. «Колхозницы» ,1937-1939. ГРМ  (ЖС-1067)

Фотография А.И.Бродского «Пушкин в Болдино»

Считалось, что картина Кузьмы Петрова-Водкина «Пушкин в Болдино» была уничтожена после того, как ее не взяли на Всесоюзную Пушкинскую выставку в 1937 году. В фондах Всероссийского музея А.С.Пушкина хранится уцелевший фрагмент, где изображены книги у ног поэта.

Нижележащее изображение

Различия в предварительном рисунке и оконченным живописным произведением бывают очень существенными. Мы можем увидеть первоначальный авторский замысел, расчерченную академическую сетку, технические приемы автора.

Общий вид в видимом и инфракрасном диапазонах
К.С.Петров-Водкин «Мать», 1915. ГРМ  (ЖБ-1250)

При рассмотрении работ Петрова-Водкина в инфракрасной области спектра просматривается легкий эскизного типа подготовительный рисунок с авторскими правками. Первоначально женщина была изображена в пейзаже, а ее голова была наклонена к младенцу.

Общий вид в видимом и инфракрасном диапазонах
Кошелев Н.А. «Дети, катающие пасхальные яйца», 1856. ГРМ (Ж-1351)

В инфракрасной области спектра виден подготовительный рисунок, отображающий предварительную работу Н.А. Кошелева с композицией. С помощью продольных линий, направленных к композиционному центру, художник распределил сюжет на плоскости и обозначил место расположения персонажей картины.