Рентгенография

Рентгенографирование – один из основных неразрушающих методов исследования произведений искусства. Рентгенограмма дает возможность увидеть структуру основы (холста, картона, дерева и др.), грунта и красочного слоя. Метод позволяет определить сохранность исследуемого произведения, границы утрат, а также увидеть нижележащее изображение. Кроме того, рентгенографирование живописных произведений выявляет черты индивидуального почерка художника, характер мазка и авторские правки.

Авторские переписки можно считать характерным признаком творческой манеры Д. Г. Левицкого. Как видно на рентгенограмме портрета Е.И. Молчановой, первоначальное положение левой руки было изменено художником.

Фрагмент руки
Д.Г. Левицкий «Портрет Е.И. Молчановой», 1776. ГРМ (Ж-4990)

Общий вид
Д.Г. Левицкий «Портрет Е.И. Молчановой», 1776. ГРМ (Ж-4990)

Технологические особенности Д.Г. Левицкого

Фактура мазка безукоризненно лепит форму, глубокая тень фонов подчеркивает цветовую насыщенность лица и фигуры.

Портреты Д.Г. Левицкого объединяются светотеневой моделировкой объемов, свойственной скорее скульптору, чем живописцу. Характерной и глубоко индивидуальной является система построения лица в портрете. На всех рентгенограммах виден выпуклый, как бы высеченный лоб, за которым легко угадывается весь объем головы; мазок может быть виден, а может быть сглажен, но общее светотеневое построение лица всегда точно. Самые темные участки на рентгенограммах всегда соответствуют теням, т.е. в них нет ни капли белил. Напротив, света достаточно нагружены белилами, отчего создается большой светотеневой контраст на рентгенограмме. Этому способствуют и прозрачные земляные пигменты верхних красочных слоев. Очевидно, что техника живописи Левицкого базируется изначально на классической технике высветления и использует ее главный принцип – построение формы белилами с использованием в тенях либо темного грунта, либо темно-красного «горячего» подмалевка.

На рентгенограмме портрета Н.А. Львова заметно нижележащее изображение. Это отображает ход работы Д.Г. Левицкого, который при написании портрета изменил ракурс модели.

Рентгенограмма фрагмента
Д.Г. Левицкий. Портрет Н.А. Львова. 1780-е. ГРМ (Ж-5002)

Дефектоскопия

Нахождение на рентгенограмме утрат и дефектов позволяет реставратору получить дополнительную информацию о структурных особенностях картины.

На рентгенограмме видны темные участки — это обширные утраты авторской живописи, которые возникли в процессе бытования портрета. Данный снимок позволяет реставратору точнее определить границы утрат красочного слоя.

Рентгенограмма фрагмента
Д.Г. Левицкий. Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой. Не позднее 1772. ГРМ (Ж-65)

Общий вид
Д.Г. Левицкий. Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой. Не позднее 1772. ГРМ (Ж-65)