Ультрафиолетовая люминесценция

Неинвазивная (неразрушающая) методика анализа состояния поверхности картины. Метод позволяет увидеть либо интегральное свечение лаковых (защитных) слоев, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает также информацию о состоянии сохранности произведения (утраты красочного слоя и грунта) и глубину залегания записей относительно лаковых (защитных) слоев.

Метод видимой люминесценции дает дополнительную информацию о типе использованных пигментов. В данном примере наблюдается свечение желто-зеленоватого оттенка (характерное для старых цинковых белил) и алого (типичное для красного краплака)

Общий вид в видимом и УФ диапазонах
Врубель М.А. «Шестикрылый Серафим»,  1906. ГРМ (Ж-1838)

Общий вид в видимом и УФ диапазонах
Фешин Н.И. «Портрет Д.Д.Бурлюка. Этюд», 1923. ГРМ  (ЖС-1192)

Люминесценция крапового органического пигмента под действием УФ-излучения.

УФ в реставрации

По яркости и цвету УФ люминесценции можно судить о состоянии лакового слоя, присутствия органических пигментов

Общий вид
Никитин И.Н. «Портрет молодого человека в голубом кафтане». ГРМ (Ж-4217)

Снимки состояния лаковой пленки в свете видимой люминесценции до реставрации (с контрольными участками частичного раскрытия авторской живописи) и во время реставрации.

Общий вид в УФ диапазоне до и после реставрации