О нас
Отдел технологических исследований (ОТИ) Государственного Русского музея существует более 50-ти лет и состоит из 10-ти человек, включая основателя отдела — С.В. Римскую-Корсакову.
Количество произведений, приходящих для исследования в отдел за год, выросло со 175 в 1981 году до 1240 в 2021 году. Результаты объединены в базу данных (первые опыты по ее созданию проводились с середины 1980-х годов) на основе современного программного обеспечения. Наша база включает в себя более 19000 произведений искусства и 1760 художников.
Основание отдела ТТИ
Отдел технологических исследований ГРМ был основан в 1970 г. и назывался отделом Технико-технологических исследований (ТТИ).
Инициатором создания Отдела (именуемого вначале «лабораторией») был Евгений Константинович Кроллау, главный хранитель ГРМ в период с 1961 по 1972 годы. Он считал, что основной задачей лаборатории должно быть изучение собственной коллекции музея, таившей, по его предположению, множество открытий. Помещение в Русском музее, которое решено было оборудовать под рентгеновскую лабораторию, перешло от предшественников, проводивших в нем специальную съемку. Еще в 1950-е годы фотограф Д.А. Лапшин-Соколов занимался и рентгенографированием, и съемкой в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, а также снимками фактуры. За десять лет его работы с возможностями этих видов исследования познакомились и реставраторы масляной живописи. Оснащение лаборатории длилось два года и поначалу было весьма скромным. Первый рентгеновский аппарат был передан из ВХНРЦ, а первый микроскоп МБС-1 был получен во временное пользование из Зоологического музея. Кроме рентгенографирования была освоена съемка в свете видимой люминесценции, а затем уже съемка на инфракрасные пластинки.
Основные направления
Исследования в реставрационных целях; изучение собственной коллекции ГРМ; атрибуция произведений из частных собраний.
С начала своего основания Отдел технологических исследований был тесно связан с мастерской реставрации масляной живописи – ведь лаборатория расположилась на ее территории. Неоценимую помощь и поддержку с самого первого дня работы сотрудники Отдела получали от старейших реставраторов Русского музея – М.Н. Маркова, А.Б. Бриндарова, К.В. Берняковича. По настоящий момент с помощью Отдела технологических исследований картины, поступающие в реставрационную мастерскую, в зависимости от целей и задач реставрации проходят комплексное исследование и получают необходимую сопровождающую документацию на всех этапах работы.
Старший научный сотрудник ОТИ О.В. Голубева. 1980-е
Старший научный сотрудник отдела технологических исследований А.В.Селиванов и художник-реставратор масляной живописи Е.С.Солдатенков. 1980-е
В 1972 – 1973 годах в Отделе технологических исследований проходила работа, связанная с выставками – исследовались те экспонаты, которые вызывали у хранителей какие-либо сомнения. В основном сотрудники Отдела занимались определением сохранности живописи в иконах новгородской школы и портретов петровского времени. Таким образом, одним из первых был собран ценный материал по технологии и технике живописи таких крупнейших художников, работавших в России в первой половине XVIII века, как И.Н. Никитин, Л. Каравакк, И.Г. Таннауер, А.М. Матвеев, И.Я. Вишняков и других. Это было время, когда сами понятия техника и технология живописи обретали смысл и подтверждение в практической работе. Благодаря Ю.И. Гренбергу, идеологу технологических исследований и их горячему пропагандисту, слова «экспертиза» и «атрибуция» по данным технологических исследований приобрели определенное конкретное содержание.
Современная лаборатория
ОТИ оборудован новыми оптическими и рентгеновским приборами. Научные исследования проводятся в коллаборации с музеями нашей страны, а также за ее пределами.
Рентгенофлюорисцентный спектрометр X-Art-M
Отдел технологических исследований Государственного Русского музея поддерживает дружеские научные связи с соответствующими отделами Третьяковской галереи, Эрмитажа, а также с лабораторией Art, Analysis & Research (Великобритания).
Результаты исследований Отдела опубликованы в десятках статей и книг. Сотрудники принимают активное участие в различных конференциях.
В настоящее время кроме традиционных методов исследования, таких как микроскопия, рентгенографирование, изучение в инфракрасной и ультрафиолетовой областях спектра, мы имеем возможность изучать пигменты без изъятия пробы с помощью как стационарного, так и портативного рентгенфлуоресцентного анализаторов. Изучение связующего грунтов и пигментов производится методом инфракрасной спектроскопии, в некоторых случаях мы прибегаем к помощи электронного микроскопа с микрозондом и высокочувствительной хромато-масс-спектрометрии.
Съемки документально-художественного фильма «Портрета милые черты» для Музея одной картины Пензенской картинной галереи им. К.А.Савицкого