Портрет А.Матвеева (?) работы И.Никитина

В 1972 году к 250-летию со дня рождения Петра Великого Русский музей и Третьяковская галерея показали выставку «Портрет Петровского времени». На память о ней существует каталог 1973 года. Спустя 40 с небольшим лет на новой выставке, посвященной Петру, зритель будет приятно удивлен: количество произведений, принадлежащих «Неизвестному художнику», значительно уменьшилось, а некоторые портреты поменяли авторство. Больше всего «повезло» Луи Каравакку: наконец-то знаменитый «овальный» портрет Петра I (инв. №Ж-1, ГРМ) окончательно возвращен своему создателю. За ним последовали другие, ранее приписываемые то Таннауэру, то Никитину, то Матвееву. Появились имена художников, известных лишь по историческим источникам, но не имевшие произведений. Например – Михаил Чоглоков. Прояснились имена и биографии изображенных. За прошедшее между двумя выставками время нашим отечественным «звездам» Петровского времени Ивану Никитину и Андрею Матвееву было уделено повышенное внимание и посвящены многие статьи и монографии. Словом, музейщики хлеб даром не ели.

Особое место в деле изучения «старого» искусства заняли технологические исследования. Без них ни датировка, ни определение авторства сегодня невозможны. Настоящая статья посвящена истории бытования, атрибуции и реставрации одного из многочисленных ранее анонимных портретов первой половины XVIII века. Он поступил в Русский музей в 1897 году из собрания князя А.Б. Лобанова-Ростовского как портрет неизвестного работы неизвестного художника (1). В 1938 году о нем упомянул  Т.Е. Лебедев, назвав его «портретом мужчины в голубом кафтане» и связав с именем Андрея Матвеева (2) [Ил.1].